
День памяти и скорби. Каким он был 82 года назад...

Александра Григорьевна Асафьева, 1923 г.р., п.Приволжский.
В молодости её ласково называли Санькой, позже — бабой Шурой.
С детства мечтала стать портнихой. С подругой хотели поступить в училище, но им отказали. Главным условием зачисления было наличие собственной швейной машинки.

«Куда уж нам, деревенским, до своей? Вот и пришлось стать «мотористкой-трактористкой» местной сельхозартели», — улыбается А.Асафьева.
Управлять «железным конем» учили в с.Помары. В сороковые пахала, бороновала, сеяла — по 12-14 часов в сутки трудилась на полях.

— О войне узнали после рабочего дня, когда всех собрали возле правления колхоза в деревне Красная Горка, откуда родом. Через пару дней всех здоровых и крепких мужчин стали забирать на фронт. В деревне только бабы и остались, — вспоминает труженик тыла.
Но даже в это суровое время «расцветала весна» в душе — сердцу и чувствам не прикажешь…
Так и Саньку «накрыла» первая любовь. Николай Григорьевич, фронтовик с одной рукой, всегда ждал её у лавочки под черёмухой недалеко от деревни.

— До свадьбы дело не дошло, — вздыхает Александра Григорьевна. — Он был приезжий, а мама не хотела выдавать замуж за «пришлого». После войны уехал из нашей деревни. Переписывались мы с ним, но так больше и не встретились. Вот с тех пор одна — без семьи...

Фото: Кристина Изергина
Архив "ВП", 2016 г.